Почему нужно выбрать именно направление гештальт-терапии, кому будет полезен курс, как программа обучения может кардинально изменить не только профессию, но и вашу жизнь. Про это и больше поговорим с Оксаной Сидун, кандидатом психологических наук, детским, семейным психологом, гештальт-терапевтом, ассоциированным тренером Общества психологов, практикующих гештальт-подход.
— Почему Вы выбрали именно направление гештальт-терапии для работы с клиентами?
— Если говорить про мой выбор гештальт-терапии, то я выбрала случайно. Мне сказали, что приезжает хороший тренер. Он меня заинтересовал как личность, и я пришла к нему. Так я осталась в гештальте уже более 18 лет с учетом обучения и практики.
— Т.е. сначала заинтересовала личность и пошли на человека?
— Да. При выборе человека, у которого хотите обучаться, важно непосредственно знать что-то про него, про личность.
Многие клиенты, когда идут в терапию, именно так и делают выбор психотерапевта. Их интересует терапевт, состоит ли он в отношениях или нет, есть ли у него дети. Конечно же, есть клиенты, которые совершенно не обращают на это внимание.
— Как потом сам метод Вас заинтересовал? Почему Вы пошли дальше, глубже после личности?
— Я работала психологом, у меня был достаточно большой опыт, но я постоянно сталкивалась с эмоциональным выгоранием. Я работала в Киевском городском центре профилактики и борьбы со СПИДом, в центре с наркозависимыми, потом я работала на линии телефонного доверия, также работала в женском центре и все время меняла работу. Я думала это связано с тем, что у меня меняется сфера интересов. На самом деле я попадала в эмоциональное выгорание.
А когда пошла на обучение на базовый курс подготовки гештальт-терапевтов, то я стала более устойчива к историям, которые мне рассказывали клиенты. Обучение дает личную проработку себя и своих тем.
— О чем вообще гештальт? Какая его основная особенность?
— В переводе с немецкого языка «гештальт» означает «образность» и «целостность». Терапия позволяет формировать целостность личности. В принципе гештальт-терапия – это про важность того, что происходит «здесь и сейчас». Ни в прошлом, ни в будущем, а непосредственно в настоящем.
Есть еще такие понятия как «фигура» и «фон». То, что происходит в «фоне», оно также влияет на «фигуру». Например, одно дело, если женщина потеряла своего ребенка и она кричит, или на футбольном стадионе кричит фанат. Восприятие человека отличается, что является в этой ситуации «фоном», а что «фигурой».
Один из распространенных методов в гештальт-терапии – это работа с «горячим стулом». Многие про него слышали, но более детально вы можете узнать на нашем курсе, который стартует 13-15 марта.
— Есть какие-то свои личные фишки, которые применяете на курсе обучения гештальт-терапевтов?
— Если говорить про меня, то я очень структурированный человек потому, что есть опыт преподавания в ВУЗе и при этом у меня есть чувство юмора. Я часто использую юмор как чувство разрядки напряжения в группе или как способ снижения сильного переживания.
— Для кого рассчитан курс? Кто может прийти?
— На курс могут прийти как студенты факультетов психологии, медицины и социологии, так и взрослые люди, которые хотят понять про себя или изменить что-то в своей жизни. А также те, которые хотят обрести новую профессию.
— Есть ли возрастные ограничения?
— Ограничений гештальт-терапия не имеет, с совершеннолетия и дальше. Самой старшей моей студентке было 72 года.
— Часто такое бывает, что хотят поменять сферу деятельности?
— Да, конечно! У меня уже есть много успешных гештальт-терапевтов, которые в свое время пришли из разных сфер. Например, это банковские сотрудники и финансисты, которые эмоционально выгорели в своей системе и их очень привлекает эмоциональная живость.
Часто приходят на обучение женщины таких профессий как парикмахеры, мастера маникюра, так сказать «кухонные» психотерапевты. Их клиенты рассказывают свои истории, что у них происходит в жизни, и они обращаются для того, чтобы можно было обучиться, получить уже непосредственно профессиональные знания и дальше работать, помогать людям.
Это еще специалисты области IT технологий, которым также не хватает эмоциональности, и которые соскучились за живым контактом.
— Какая структура обучения и сколько длится курс?
— Курс состоит из двух ступеней. Первая ступень – это приобретение клиентского опыта для личной проработки, который приобретается в групповой терапии. Также на первой ступени получают основные понятия в гештальт-терапии, как работают в этом методе, формируют устойчивость в профессии, так как на группе поднимаются и прорабатываются разные темы. То, как мы себя ведем на группе, так же мы себя ведем и в социуме. Поэтому группа это хороший способ изучить себя в социальном мире и приобрести новые стратегии поведения. Вам не обязательно выходить с вашим запросом. Если он возникает на группе, то он все равно как-то отзывается вашими личными сторонами и так происходит проработка.
И есть вторая ступень. Она построена более профессионально. Есть тематические трехдневки один раз в три месяца, где даются техники и там непосредственно отрабатываются. Вот так формируются гештальт-терапевты.
Перерывы в обучении необходимы для того, чтобы опыт, который вы пережили на трехдневке, ассимилировался у вас, вы осознали его и стали вести себя по-другому.
В общем, по времени курс рассчитан приблизительно на 4 года. Обучение на психотерапевта длительное и связано это с тем, чтобы поменять профессию и изменить себя необходимо время. Например, с каким-то явлением мы живем 20-30 лет. Для того чтобы его как-то изменить этот навык нужно отточить. Вы приходите на группу и говорите, что не получается. Группа дает вам колоссальную поддержку, вы идете в социум и реагируете уже по-другому. И поэтому временной период очень необходим для формирования новых навыков.
— По Вашему опыту как меняется жизнь людей, которые прошли подобные курсы?
— Очень по-разному, иногда кардинально и совершенно неожиданно. Даже когда изначально человек приходит, он даже не мог предположить то, что будет происходить у него в жизни.
Например, у меня есть группа с женщинами, которые приехали жить из Донецка. Уже вроде адаптировались, многие купили квартиры, построили свой бизнес, но у них пошли откаты и часто бывают панические атаки. У одной участницы появились панические атаки, она очень сильно боялась и не могла выйти из дома. Но после того как прошла базовый курс по подготовке гештальт-терапевтов она справилась со своими переживаниями и проявила себя совсем с другой стороны. Когда у меня был переезд в офисе, она вела всех девчонок. Она узнавала куда идти, стала первой, активной и уверенной женщиной.
— Скажите напоследок несколько слов о преимуществах гештальт-подхода.
— Современный ритм жизни очень быстрый и не позволяет человеку понять, что с ним происходит. Гештальт – это психотерапия замедления, когда можно приостановиться и почувствовать, осознать себя и понять то, чего ты хочешь получить в этой жизни. Гештальт объединяет чувства и разум, и делает человека целостным.
Кроме этого, психотерапия – это бонусная профессия. Помогая другому человеку, ты помогаешь себе.
Если раньше вы работали на кого-то, то психотерапия – это как раз та стезя, которая позволит вам научиться работать на себя. Поэтому важно обращать внимание на то, у кого вы будете обучаться, перенимать его стратегию и модель поведения. Я прекрасно сочетаю вузовскую структуру с подачей материала и чувством юмора, которое у меня есть.
Поэтому приглашаю всех, кто хочет повысить свою квалификацию, сменить свою профессиональную сферу деятельности, а также тех, кому интересно разобраться в себе, к нам на обучение на базовый курс подготовки гештальт-терапевтов. Старт программы 13-15 марта. Ждем вас!
— Как записаться на курс или с кем можно связаться, если возникнут дополнительные вопросы?
— Связаться можно напрямую со мной в Facebook или по номеру телефона +380677746504.