Как говорить так, что бы собеседник мог нас услышать и понять, а не тонул в потоке накопившихся упреков и обвинений? Ведь тогда общение с партнерами, детьми, родителями и коллегами по работе может стать яснее и результативнее.
Давайте разбираться.
1. Научиться видеть факты. Обычно мы видим в поведении другого человека то, что нас задевает (раздражает, злит, обижает) и сразу делаем вывод. Например: не зашел по дороге домой в магазин купить хлеба или не помыл посуду – свидетельство лени, отказывается идти в гости к моим знакомым – это о неуважении и т.п. Обобщая, «навешивая ярлыки» - мы сужаем наше восприятие другого человека и вызываем у него непроизвольное желание обороняться. Попробуйте сказать без привычных «Ты простой лентяй!», а, например, «Посуда не помыта».
2. Признавайте и озвучивайте свои чувства. Открыто говоря, что вы чувствуете, вы приглашаете другого человека открыто говорить о том, что чувствует он. «В гостях я чувствую себя одиноко, когда иду без тебя».
3. Выражайте потребности. Основные человеческие потребности у всех нас одинаковые - в защите, понимании, безопасности и т.п. Вы можете объяснить свою обиду, сказав: «Мне важно знать, что ты мной дорожишь (ценишь, понимаешь)».
4. Формулируйте свои просьбы. Попросите сделать так, что бы были учтены ваши чувства и потребности. Не употребляйте фраз с негативным оттенком, например, «Даже и не думай мне отказывать!». Можно сказать «Говори мне заранее, что не сможешь пойти, что бы я могла подумать, как мне поступить».
5. Уточняйте, как вас поняли. То, что мы произносим, может быть услышано другим человеком иначе. Поэтому, чем яснее мы сообщаем о том, что хотим получить, тем вероятнее, что мы получим именно то, о чем просим. Например: «Да, ты выслушал меня, спасибо. Но моя просьба была немного в другом, я неясно высказалась. Давай я переформулирую».
Агрессивное общение, связано с большим напряжением. Пробуйте по-другому, улучшайте свою жизнь, высвобождайте энергию на «приятности», выстраивайте доверительные и теплые отношения с важными для вас людьми.