Как подготовить ребенка к школе? Что бы ответить на этот вопрос хочется уточнить: сколько лет ребенку, идет ли он в первый класс или возвращается после карантина. Так же можно развернуть этот вопрос следующим образом – а готовы ли родители к школе? Ведь во многом адаптация ребенка зависит от готовности родителей, например, встретится с оценкой учителем себя в лице ребенка? То, что привычно для родителей, может быть неприемлемо для учителя, и наоборот.
Что еще может вызывать недопонимание? Работа учителя часто связана с эмоциональным выгоранием, особенно в больших школах. Ему бывает проще пожаловаться на ребенка, чем следовать формуле «4 к 1», когда на четыре позитивных момента в поведении ученика называется только один «негативный». Например, можно отметить, что ребенок смышленый, дружелюбный, умный и хорошо поет, но ему бы хорошо было развивать усидчивость. Это очень хорошая и корректная обратная связь. Отсутствие такой связи часто связано с культуральными особенностями общества, в котором считается, что хвалить ребенка вредно – это может его испортить.
Часто мы реагируем на то что и как говорит учитель исходя из своего личного травматичного опыта. Так, например, получая контрольные работы наших детей, мы можем испытывать сильное напряжение, вплоть до телесного. Тогда важно понимать, что это не наша контрольная работа!
Так же обратите внимание на разницу общения учительницы с мамой и папой. Исходя из опыта, разница в обратной связи очень большая. Совет, например, мамам которым некомфортно ходить в школу и общаться с учительницей, обращайтесь за поддержкой к папе. Он тоже очень важный человек в жизни ребенка и хорошо если он со своей стороны так же будет выстраивать отношения с учителями.
Для ребенка, особенно в младшей школе, очень важен авторитет учителя. Если он отсутствует, то знания, которые пытается дать учитель, не усваиваются. Еще часто этот авторитет могут подрывать сами родители, которым учитель не нравится. Действительно, приводя своего ребенка в первый класс, мы подбираем ему учителя руководствуясь своими критериями. И опят же, тогда надо задуматься о смене учителя на такого, идеи и взгляды которого мы будем разделять. Хорошо, что у нас есть возможность выбирать школу, так как нет сильной привязки к месту проживания.
Не стоит забывать о парном воспитании ребенка. Лучше еще до начала учебы обсудить обязанности каждого, например, кто будет завозить или забирать из школы, кто будет подтягивать по предметам, если будет необходимость и т.п. Не забывайте о делегировании обязанностей.
Считаю, что вредно для взаимоотношений родитель-ребенок или мама-сын/мама-дочь смешивание ролей. С чем это связано? У меня, например, есть преподавательская идентичность, но я преподаю для взрослых, и у меня нет навыков, например, как ребенку просто, мудро и доступно донести материал. Объяснять – это сложный навык, которому педагоги учатся в институте и отрабатывают на практике.
Впереди смена графика, надо будет раньше вставать, поэтому лучше позаботиться о себе заранее и за две недели начинать перестраиваться.
Очень частый вопрос – как подготовить ребенка к школе? Дело в том, что эта готовность связана с дозреванием психических функций, возникновением усидчивости и мотивации желания идти в школу, это то, что происходит самостоятельно и сверхусилия здесь применять не нужно. Конечно, можно некоторые вопросы задать психологу, который в мае проводит тестирование ребенка на готовность к школе. Но стоит учесть и то, что за месяца до начала занятий многое может поменяться и необходимые процессы произойдут.
Что касается подготовительных курсов к школе, то есть несколько моментов на которые нужно обратить внимание. Во-первых, при выпуске ребенка из садика он должен знать буквы и звуки, а при поступлении в первый класс в некоторых школах проверяют умеет ли ребенок читать и писать. Здесь возникает вопрос, где ребенок мог этому научиться? Это либо какие-то развивающие занятия, либо сам учитель может вести курсы по подготовке, тогда и адаптация детей в его классе происходит более мягко. Но надо учитывать, что если ребенок до школы уже умеет читать, писать и знает таблицу умножения, то ему может быть в первом классе скучно, если там будут начинать с обучения читать, и в таком случае может пропасть мотивация к учебе. О таких моментах надо подумать заранее.
Отдельный вопрос это возраст, когда ребенок готов к поступлению в школу. Однозначно, это можно и желательно обсудить с психологом. Есть такое понятие как «школа-сад», это начальная школа, максимально приближенная к саду, где, например, дети днем спят. Ребенок приходит в шесть лет, адаптируется после сада и продолжает учиться.
Или о ситуациях, связанных с детскими переживаниями. Например, когда вся группа выпускается из сада, а одного ребенка родители решают оставить еще на один год и для ребенка это может быть травмирующим событием, так как он может не понять почему так произошло, что он один остался. Или когда ребенок идет в первый класс, в котором все дети младшего его на год, рост у него уже 1м35см, и тогда он может чувствовать себя «переростком» и тоже начать переживать.
Карантин. Скорее всего с целью адаптации в новом учебном году придется соблюдать какие-то правила. А вот следствием того, что дети с марта месяца не посещали большие массовые мероприятия, стало то, что они разучились общаться. Стало трудно подходить знакомиться, отчасти это связано с мыслью о том, что другой может являться источником заражения, а отчасти с тем, что они забыли, как это делать. И тут будут определенные сложности, например, у детей может возникать потребность в аутизации, т.е. в снижении потребности в общении, когда они могут быть пересыщены контактом после длительной изоляции. Здесь важно давать паузы, обеспечивать детям психологический отдых. Потом, скорее всего, будет большое оживление, так как дети соскучились за общением, за школой и учителями, так же как и учителя соскучились за учениками. Еще один момент, связанный с карантином, это то, что в связи с тем, что обучение проходило он-лайн, можно предположить, что ребята потеряли многие знания. Ведь не у всех была возможность проводить или учить уроки в zoom. Поэтому хорошо, если учителя смогут отслеживать уровень класса, замечать, что необходимо повторить или еще раз объяснить. Вывод можно сделать такой, что передавать все на самостоятельное обучение неправильно, потому, что не каждый ребенок к этому готов. Особенно это касается первоклассников, которые должны научиться, например, писать. А вот другая сторона дистанционного обучения – эта быстрота и легкость с которой дети, привыкшие пользоваться гаджетами, осваивают технические новшества, например то же zoom, и то, что нам, взрослым дается тяжелее. Тут я призываю родителей подумать и о себе, как адаптироваться к тем условиям, в которых мы оказались.
Совсем скоро начало учебного года. Можно начинать перестраивать режим ребенка. Замечено, что дети занимающиеся спортом, легче выдерживают школьные нагрузки. Поэтому хорошо если бы ребенок освоил несложную зарядку или занялся пробежками.
Питье, свежий воздух, прогулки, хороший отдых, возможность переключиться – это все важно при подготовке ребенка к школе.
Школьная форма. Во многих школах ученики чувствуют себя достаточно свободно, дети могут ходить и в джинсах. Родители покупая своему ребенку большое количество одежды для школы, особенно разнообразно хочется одеть первоклассников, часто пытаются компенсировать что-то своему внутреннему ребенку через отношение к сыну или дочери. Поэтому в этом можно себя несколько сдерживать.
Для формирования вкуса очень полезно давать ребенку возможность самостоятельно выбирать канцтовары, не забывая, что последнее слово все равно остается за взрослыми. Так же это прекрасный способ адаптации к школе в первые дни (хоть он и является одновременно отвлекающим фактором), когда можно знакомиться и общаться рассматривая резинки, ручки, наклейки, пеналы и т.п.
Сейчас, с началом учебного года, желательно побольше внимания обращать на психологическую адаптацию, которая длится примерно месяц, причем как у детей, так и у взрослых.
Вопрос: «Дочке больше понравилось учиться по дистанционке, учителя не кричат, дети не мешают. В школу идти не хочет. Седьмой класс. Как ей можно помочь?» Во-первых, если дистанционное обучение идет хорошо, то можно его и оставить. Есть разные дистанционные школы. А для развития навыка социализации можно подбирать различные кружки, давать возможность гулять после учебы с друзьями. Многие сейчас на дистанционном обучении и это дает положительные результаты. После карантина ситуация такая, что и многие взрослые не хотят возвращаться на работу в офис. Люди увидели плюсы дистанционной работы, например, не надо тратить время на дорогу, появилось больше сводного времени, возможностей для развлечения и т.д. Во-вторых, можно предложить попробовать походить в школу и если через неделю или две отношение не измениться, то можно переходить на дистанционное обучение. И это уже о поддержке ребенка и его выбора. Всегда с дистанционного можно перейти на живое школьное общение. Действительно, учитель не может себе позволить кричать проводя урок в zoom, в конце концов его могут заснять и это уже о контроле со стороны родителей. Но есть и свои минусы, например, когда учитель настаивает, что бы ученик рассказывал выученный наизусть стих с закрытыми глазами. Это не очень хороший педагогический ход. Учителем, в данном случае, транслируется недоверие и чрезмерная форма контроля. Сравнивайте, дистанционное обучение тоже может быть разным по наполнению. Есть видео уроки или нет, есть ли педагог, к которому можно обратиться за разъяснением или нет и т.д. Как еще можно помочь ребенку с выбором? Можно поинтересоваться есть ли подружки в школе, какие у них взаимоотношения. Дети часто жалуются, что мало друзей в классе, но друзей много и не бывает, знакомых – да. Хорошо бы разобраться какую потребность ребенок хочет удовлетворить, рассказывая вам все это. Возможно он просто хочет что бы вы его пожалели, посочувствовали ему. Не стоит сразу спешить что то делать, возможно он просто делиться своими переживаниями.
Вопрос: «А как ребенку выбрать школу?» Важно уточнить возраст ребенка. Если он маленький и речь идет о младшей школе, то я бы выбирала школу, ценности, восприятия и философию которой я разделяю, это же касается и выбора учителя. При таком отношении родители будут транслировать ребенку свое отношение и ему будет легче усваивать знания, потому что ребенку очень важен авторитет учителя. Желательно, что бы школа находилась не далеко от дома, что бы добираться без чрезмерных усилий. В качестве профилактики эмоционального выгорания разделяйте обязанности, связанные с ребенком, между родителями, можно найти няню/студента в помощь или договориться с родителями одноклассника что бы завозить детей в школу по очереди. Забота о себе, в данном случае, всячески приветствуется.